Детская мода в СССР



(Ульянов Н.И. Снегири. Детский сад 1964)

Детская мода в СССР 1917 – 1949 гг.

Первые шаги детской моды в советском государстве были непростыми. Легкая промышленность после пережитых революций и гражданской войны находилась в удручающем состоянии. Поэтому зачастую дети ходили в одежде, перешитой из взрослой, и фасон зависел не от модных тенденций, а от маминого умения шить. Но даже в то время мода существовала.В журналах «Моды сезона», «Женский журнал», «Ателье» наряду с модой для взрослых публиковались эскизы детской одежды. И в семьях с высоким достатком дети выглядели, как с картинки: девочек одевали в прямые платья с сильно заниженной талией.

Например, журнал «Вестник моды» от 1927 года демонстрировал несколько платьев такого фасона: с лифом, украшенным кружевом и плиссированной юбочкой, с вышивкой на груди и юбкой – тюльпан. Мальчиков наряжали в рубашки – матроски и брюки или шорты.

Создавая новое государство, советская власть создавала и новый образ – образ советского человека. Поэтому вскоре «безыдейные» женские журналы ушли в прошлое, а укрепили позиции «Работница» и «Крестьянка». С конца тридцатых годов там размещались не только эскизы «правильной» советской одежды, но и выкройки к ней.

Изучая одежду для девочек, можно заметить интересную тенденцию: если в двадцатые годы в детской моде было много цитирований взрослой одежды: прямой покрой, заниженная талия, плиссе, декор – то в тридцатые годы в платьях для самых юных модниц такие цитаты постепенно исчезают. Прослеживаются стилевые решения, характерные только для детской моды: трапециевидный силуэт, рукав-фонарик, широкий округлый воротничок.

Чем младше был ребенок, тем короче была его летняя одежда. Например, у девочки 3-4-х лет подол платьица лишь слегка прикрывал трусики - такой наряд был у Наташи, героини фильма «Подкидыш». Мальчики ходили в рубашках и шортиках. И мальчики, и девочки носили белые носочки и сандалии.

В 1922 году образовалась пионерская организация, и у подростков, вступивших в ряды пионеров, одежду украшал красный пионерский галстук. Три конца галстука символизировали единство пионеров, комсомольцев и коммунистов. Была введена и общая для всех пионеров форма, но государство не могло обеспечить ею всех желающих. Поэтому чаще всего галстук украшал не форменную синюю блузу, а рубашку или даже майку.

В целом, период с 1917 по начало тридцатых годов был, пожалуй, одним из самых трудных для советской легкой промышленности.

 

Во второй половине тридцатых годов экономическая ситуация в СССР постепенно нормализировалась, что дало мощный толчок развитию легкой промышленности. По эскизам советских модельеров крупные швейные предприятия г. Горького, Казани, Симферополя, Новосибирска, Саратова наконец-то стали отшивать удобную, качественную детскую одежду.

Прямой силуэт с широким плечевым поясом – модный фасон женской одежды сороковых годов – присутствовал и в одежде девочек-подростков. И очень часто легкие блузы девочек украшал крупный бант на груди. Кстати, если девочки в те годы тщательно следили за собой, были опрятными, аккуратными, то у мальчишек особым шиком считалось выглядеть, как дворовый хулиган: застиранные бесформенные штаны, полинявшие майки и обязательная кепка.

В эти тяжелые послевоенные годы копилкой идей стал «Журнал мод», первый выпуск которого вышел в 1945 году. Помимо одежды для взрослых, были представлены и модели детской одежды. Для девочек предлагалось сшить платье в народном стиле, сарафан простого кроя (фактически, широкая юбочка на бретельках), несколько вариантов приталенных платьев до колен для девочек-подростков и коротких трапециевидных платьев для малышек. А для мальчиков предусматривались неизменные шорты с рубашечками. Кстати, шорты мальчики носили круглый год: в холодное время года комплект рубашка-шорты-колготки был традиционной одеждой в детском саду. Просто считалось, чем короче одежда, тем удобнее играть.

Еремина Т.А. На бульваре 1957

Интересно вспомнить о детской верхней одежде того времени. Пальто для малышей шилось коротким и широким, для подростков – длиной до колена, приталенным. Зачастую детское пальто перешивалось из родительского. А самым ненавистным предметом зимнего детского гардероба была шуба. Тяжеленная, широкая, в ней и руки-то не согнешь, а уж побегать, поиграть малыши и не мечтали! Единственное достоинство – не изнашивалась.

И переходили такие шубы из поколения в поколение. Вполне возможно, что каждый советский ребенок донашивал ее за своей мамой. А, может, и за бабушкой.

Детская одежда в СССР в 50-е годы XX века: будни и праздники

Пятидесятые – особое время: прекрасное, счастливое. Малыши твердо знали, что такое «хорошо» и что такое «плохо» и верили в деда Мороза. Подростки с гордостью носили пионерский галстук, посещали много кружков и занимались спортом. Юноши и девушки верили в любовь и счастливое будущее в великой стране. Постепенно забывались ужасы войны и тяготы послевоенных лет. Люди смеялись, мечтали, любили.

Одежда в те годы была под стать настроению: легкая, романтичная. Это прослеживается и в детской одежде, хотя детская мода более консервативна, чем взрослая, и гораздо меньше подвержена изменениям.

Особое внимание уделялось качеству и составу тканей для детской одежды: тонкая шерсть, хлопчатобумажная ткань, ситец.

И малышей, и детей постарше по-прежнему наряжали в рубашки с матросским воротником: девочек – в сочетании с расклешенной юбкой до колена, мальчиков – в неизменные шорты или укороченные брюки. Малышки с удовольствием носили яркие платья – колокольчики, белые панамки и гольфики, а девочки постарше – приталенные платья, дополненные тонким ремешком, и юбки покроя «солнце-клеш».

Все, кто вырос в Советском Союзе, наверняка помнят обувь, которую носили в детстве. Жесткие, жутко неудобные сандали, при чем мальчишечьи отличались от девчоночьих лишь цветом. Зато они были дешевыми, и заботливые мамы покупали своим дочкам сразу несколько пар – под цвет платьев.

Пятидесятые – это еще и время массовых спортивных праздников. Сотни юных спортсменов, одетые в одинаковые белые футболки и темные шорты, четко, слаженно выполняли спортивные номера: сложная хореография, синтез гимнастических элементов и легкой атлетики производили на зрителей неотразимое впечатление.

Отдельного упоминания заслуживает школьная форма. С приходом советской власти ее отменили, т.к. семьи победнее все равно не могли ее себе позволить. Форму снова ввели лишь в 1949 году. Девочек нарядили в коричневые шерстяные приталенные платья и фартук, но даже в таких строгих рамках была возможность творчества. Платье освежалось белыми кружевными манжетами и воротничком – отложным или стоечкой. Кто-то покупал готовое кружево, а некоторые девочки могли похвастаться кружевом ручной работы, связанным заботливыми мамами и бабушками. А фартуки были как на тоненьких бретельках, так и с кружевными «крыльями». Иногда юные мастерицы украшали бретели фартука вышивкой. Мальчики носили костюм, состоящий из брюк и гимнастерки, дополненный ремнем и фуражкой.

Поскольку в школьные будни внешний вид строго регламентировался, школьные неформальные мероприятия, например, новогодние «огоньки», на которых не требовалось надевать форму, превращались в показы мод. Старшеклассницы считали себя слишком взрослыми, чтобы наряжаться в Василису Прекрасную или снежинку, поэтому дефилировали в невероятно женственных платьях с узким лифом и пышной юбкой.

А девочки помладше предпочитали карнавальные костюмы: в фаворе были национальные костюмы или образы, навеянные сказками. Самые юные модницы на елках во дворцах культуры и в детских садах выбирали костюмы белочек, лисичек или снежинок. Но новогодний образ зависел не только от желания ребенка. В продаже карнавальные костюмы не встречались, их нужно было шить: перед новым годом в приложениях к журналам «Работница», «Крестьянка» публиковались эскизы и выкройки.

Вообще, необходимость самостоятельно изготавливать одежду сохранилась и в пятидесятые годы. Практически в каждой семье была швейная машинка.

Детская мода в СССР в 60-е – 80-е годы

Стремление к природной простоте – одна из тенденций шестидесятых. Кардинальное, лаконичное мини, царившее во взрослой одежде в эту эпоху, с одной стороны, наложило отпечаток на детскую. А с другой стороны, именно детская одежда стала источником вдохновения для ведущих дизайнеров того времени. Короткое яркое платьице с круглым белым воротничком, белые гольфики и туфли на плоской подошве – это не описание детского ансамбля, так выглядела на страницах английских журналов топ-модель Твигги (едва ли советские граждане были знакомы с этим именем).

Мода на минимализм на Западе вспыхнула так ярко, что проникла и за «железный занавес». На детской одежде это тоже отразилось: крой стал более простым, длина – более короткой. При чем это касалось как девочек, которые носили юбочки и платьица выше колен, так и мальчиков, которым предписывалось носить укороченные брючки.

На тканях для детской одежды традиционные цветочные мотивы, горошек были дополнены модными у взрослых геометрическими узорами.

Искусственные ткани не утвердились в детской моде. Хотя дамские издания и писали о безопасности синтетических материалов, при изготовлении детской одежды предпочтение отдавалось натуральности

Изучая моду того времени, можно заметить интересную деталь: журналы мод пестрели эскизами действительно стильной, красивой одежды как для взрослых, так и для детей. Значит, и у нас были хорошие дизайнеры? Но в магазинах такая одежда почему-то не появлялась. Вот поэтому женщины и умели шить, вышивать, вязать спицами и крючком.

У каждого ребенка в гардеробе были вещи ручной вязки. В холода мальчики с шиком носили плотные брюки, белую рубашку и вязаную жилетку с геометрическим рисунком. А мечтой каждой модной девочки было короткое вязаное платье, в каких танцевали фигуристки.

В семидесятые купить красивую, качественную детскую одежду стало еще труднее. И во взрослом лексиконе прочно обосновались такие слова, как «достать» и «выбросить». Нарядные платья не покупали в магазинах – их доставали через знакомых, которые работали в торговле или ездили в заграничные командировки. А если в магазин вдруг «выбросили», например, польский трикотаж, за ним сразу выстраивалась многокилометровая очередь.

Стиль «унисекс», характерный для взрослой моды семидесятых, прочно обосновался и в детской одежде. Расклешенные джинсы и рубашки – ковбойки носили и мальчики, и девочки. Вообще, джинс – самый модный материал семидесятых. На девочках постарше эффектно смотрелись джинсовые сарафаны с классическими блузками или свитерами под горло.

В семидесятые годы самые модные подростки носили не просто джинсы, а «фирму» (с ударением на втором слоге). А в восьмидесятые погоня за лейблом приняла масштабы эпидемии. Но не всем родители могли купить «фирменные» вещи. Поэтому предприимчивые подростки на самое заметное место пришивали бирки – неважно, какие лишь бы с иностранным словом.

Девяностые смогли всех обеспечить некачественной, некрасивой, зато иностранной одеждой. Но это уже совсем другая история…



Комментарии

мне понравилось

Добавить комментарий:

Нажимая "Отправить" Вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности.

Читаем еще:

Самые яркие и порой абсурдные времена в моде конца  XX века. Смешение стилей, яркость и разноцветность всего, что только можно было сделать модным, вседозволенность и антураж, открытость...
Высокая мода – сложная, многоликая, дорогая. Ее история соткана из судеб гениев – величайших модельеров конца XIX – начала XX веков. Их творения – произведения искусства, а принципы их работы...