Русские сезоны Дягилева – больше чем искусство



Ася Олл "Шехеразада" бум., акв., уголь; "Петрушка" бум., акв., уголь; "Вацлав и Ромола Нижинские. Прощание с С.П. Дягилевым на вокзале" х.,м., бум., акв., уголь

В начале XIX века Париж был покорен творениями выдающихся русских деятелей искусства. Модники и модницы заказывали швеям одежду с элементами русских традиционных костюмов. Париж захлестнула мода на русское. И все это сделал выдающийся организатор – Сергей Павлович Дягилев.

Дягилев: от учебы до воплощения идей

С.П. Дягилев родился в 1872 году в Новгородской губернии. Его отец был военным, а потому семья неоднократно переезжала. Сергей Павлович окончил университет в Петербурге, став юристом. Но вопреки ожиданиям, он не избрал работу в сфере юриспруденции. Обучаясь параллельно у Н. А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории музыке, Дягилев увлекся миром искусства и стал одним из величайших организаторов выставок и концертов.

Вместе с русских художником Александром Бенуа Дягилев основал объединение «Мир Искусства». Событие ознаменовалось появлением одноименного журнала.

Кустодиев Б.М. Групповой портрет художников общества "Мир искусства" 1920
Эскиз. Холст, масло.
Государственный Русский музей
Изображены (слева направо): И.Э.Грабарь, Н.К.Рерих, Е.Е.Лансере, И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.И.Нарбут, Н.Д.Милиоти, К.А.Сомов, М.В.Добужинский, К.С.Петров-Водкин, А.П.Остроумова-Лебедева, Б.М.Кустодиев.

Обложка журнала "Мир искусства", выпускавшегося в Российской империи с 1898 по 1904 год

А в 1897 году Дягилев организовал свою первую выставку, представив работы английских и немецких акварелистов. Немногим позже он провел выставки картин скандинавских художников и представил работы русских и финских художников в музее Штиглица.

Русские сезоны, покорившие Париж

В 1906 году в Осенний салон Парижа Дягилев привез работы русских художников Бенуа, Грабаря, Репина, Кузнецова, Явленского, Малявина, Серова и некоторых других. Событие имело определенный успех. И уже в следующем году С.П. Дягилев привез во французскую столицу русских музыкантов. Н.А. Римский-Корсаков, В.С. Рахманинов, А.К. Глазунов, Ф.И. Шаляпин и другие срывали шквал аплодисментов, покорив парижскую публику своими талантами и мастерством.

В 1908 году Париж был потрясен зрелищностью представленной Дягилевым оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов». План покорения Парижа этим шедевром был чрезвычайно сложен, и потребовал титанических усилий. Так, подверглась изменению музыкальная версия оперы: была удлинена сцена шествия бояр и духовенства, ставшая фоном скорбного монолога царя Бориса. Но более всего поразила парижан зрелищность представления. Роскошные костюмы, от 300 актеров на сцене одновременно. И впервые дирижер хора был помещен на сцену, играя небольшие роли, но при этом четко управляя хором. Так была достигнута невероятная слаженность голосов.

Русский балет Дягилева

Привезенный в Россию французский канонический балет должен был получить русские черты, чтобы покорить Париж в 1909 году. И после феерического «Бориса Годунова» французы ждали от «Русских сезонов» нечто не менее яркое. Сначала при поддержке императорского двора, а потом меценатов, Сергей Павлович создал шедевр, объединив в гармоничное целое художественный замысел и исполнение. Впервые в обсуждении и разработке балетов участвовали хореографы, художники и композиторы одновременно.

Публика восторженно встретила русский балет, ставший невероятно зрелищным благодаря ярким костюмам и декорациям. Исполнители главных ролей в балетах Нижинский, Павлова и Карсавина стали кумирами для многих. Вплоть до 1929 года, то есть до смерти великого театрального, художественного деятеля и антрепренера, продолжались, теперь преимущественно балетные, «Русские сезоны» в Париже.



Добавить комментарий:

Читаем еще:

Самые яркие и порой абсурдные времена в моде конца  XX века. Смешение стилей, яркость и разноцветность всего, что только можно было сделать модным, вседозволенность и антураж, открытость...
…Этот мужчина неотразим. Когда он входит в «чайную» — speakeasy, сдержанно-элегантно прикасается к краю шляпы, стук дамских сердец заглушает вечную джазовую тоску о неземном..