Из истории изучения цвета



Boutet's color wheels, 1708

Только с опытов Ньютона, опубликовавшего в 1672 году труды «Новая теория света и цвета», началось научное исследование природы и свойств цвета, а М.В. Ломоносов особенно близко подошёл к реальному объяснению цвета как свойства человеческого зрения.

В 1802 году Томас Юнг доказательно обосновал, что предметы реального мира не обладают так называемым цветом — это наш глаз воспринимает их окрашенными, имея в своей структуре 3 вида чувствительных к свету нервных волокон. Когда они раздражаются по отдельности, мы видим зелёный, фиолетовый и красный, когда в разных комбинациях волокон — видим остальные цвета спектра.

После открытия Юнга учёные изолированно проводили опыты, измеряя количественно трёх основных цвета для получения остальных. Все серьёзные исследования приводили к схожим результатам. В 1931 году конгресс Международной осветительной комиссии принял результаты исследований Райта и Гилда как основные для международной системы измерения цвета XYZ — она остаётся актуальной и сегодня.

Бок о бок с научным изучением цвета развивалась колористика — учение о цвете: его природе, основных, дополнительных и составленных цветах, их характеристиках, смешении, контрасте, гармонии, колорите, культуре цвета. Однако есть и другое определение колористики, его дают практики: колористика — не наука о цвете, а только её раздел, задача которого — теория и практика применения цвета в человеческой деятельности. Второе определение более корректно, тогда как первое относится более к цветоведению.

Впервые систематизировал разрозненные знания и обогатил их Леонардо да Винчи. Он заявил, что разнообразие цветов чрезвычайно ограничено и простых цветов только 6 — чёрный, красный, синий, зелёный, жёлтый, белый.

Другой фундаментальный (1 400 страниц!) труд в области колористики — «Труд о природе цвета» Иоганна Вольфганга Гёте, считавшего это сочинение главным в жизни. Он первым стал не использовать как данность, а изучать воздействие цвета на человека. В зелёном, по мнению Гёте, заключена доброта, способность успокаивать; в синем — холод; в красном — страх и т. д.

Но всё это было основано на личных, чрезвычайно субъективных ощущениях. Колористика как наука возникает с появлением цветовых систем и одной из основных — цветового круга Оствальда.



Добавить комментарий:

Нажимая "Отправить" Вы подтверждаете согласие с политикой конфиденциальности.

Читаем еще:

John Everett Millais Ophelia 1851 Во второй половине XIX века прерафаэлиты создали новое направление, ориентированное на классические образцы эпохи раннего Возрождения. Основатели братства...
Новая Москва 1937 Юрия Пименова называют лучшим художником советского союза двадцатого столетия, настоящим мастером кисти, неповторимым и неординарным. Его картины невероятно яркие,...