Жизнь и творчество в цитатах Клода Моне
Charing Cross Bridg 1903
Клод Оскар Моне — первый художник импрессионизма, запечатлевший не предметы и явления, а то, что живёт с нами нашу маленькую вечность, — впечатления. Он родился в Париже в 1840 году, вопреки родителям стал не торговцем, а художником-революционером. Его революция — это победа света и цвета над очертаниями, победа любви над рациональным.
Сегодня Моне в тройке самых дорогих художников мира. А некоторые его полотна, как культовое «Впечатление. Восход солнца» (1872, парижский музей Мармоттан-Моне) искусствоведы даже не берутся оценить. Моне создал новую технику живописи — дробными мазками. Создал сад — главное полотно в своей жизни, на котором не мазками, а цветами и деревьями изобразил Прекрасное.
«Мой сад — мой самый красивый шедевр»
Счастье — жить в мечтах, что стали ежедневной реальностью. Клод Оскар Моне был редким человеком, который это смог. В мае 1883 года, когда солнце азалиями красит вересковые пригорки, а луга плачут синими ирисами, Моне с семьёй отправляется за 80 километров на север от Парижа, в Живерни, где проживёт 43 года, до смерти.
В этой деревушке Моне создаёт мир, в котором счастлив, — свой сад. Сначала семья арендует небольшой дом и около 1 га земли. Продажи картин растут, и в 1890 году Моне выкупает имение, строит оранжерею и новый дом.
Садом он сначала занимается сам, позже ему помогают 7 садовников. Художник создаёт рисунки-планы насаждений, закупает семена, выписывает книги по разведению растений, друзья привозят редкие растения из Японии, Африки.
Прежде всего у дома вырубают мрачную аллею кипарисов и елей. На их высокие пни позже будут взбираться плетистые розы. Потом для роз поставят металлические арки, и к дому поведёт густой розовый тоннель…
В 1893 году Моне покупает ещё землю и начинает грандиозный проект расширения сада, в котором главным станет пруд с лилиями. В него высаживают белые кувшинки, водяные лилии из Египта и Южной Америки. На берегу — плакучие ивы, там и тут — лёгкие мостики, из которых по картинам нам знаком японский, увитый глициниями. Так возник второй — Водный — сад Моне, ставший на 20 с лишним лет героем лучших произведений художника: Мастер рисовал цветы и рисовал цветами.
…В последние недели жизни 1926 года, когда художник страдал от рака, он почти не работал над картинами, но постоянно говорил о своём Саде и с нетерпением ждал посылки с японскими лилиями…
«Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет»
В физике свет имеет скорость, он преломляется, рассеивается, отражается. В течение 5 лет (с 1872 по 1878 с перерывом) Моне в Аржантёй — предместье Парижа — на берегах Сены и прямо посреди неё, с досок маленькой плавающей студии, изучает эффекты света и его отражений.
Impression Sunrise 1872
Художник начинает мыслить и творить с точки зрения света и цвета, а не предмета и сцены. В это же время, в 1874 году, в мастерской фотографа Надара на бульваре Капуцинов, состоялась первая выставка новых художников. Особенно яростной критике подверглась картина Моне «Впечатление. Восход солнца» (Impression, soleil levant). Журналист Луи Леруа придумывает для участников выставки «уничижительное» название «импрессионисты», а картины сравнивает с обоями — в пользу последних. Но теперь о Леруа мы помним только потому, что он дал имя величайшему в живописи явлению — импрессионизму.
Le Boulevard des Capucines 1873-74
Результатом изучения света для Моне впоследствии становятся серии картин, в которых одинаковые предметы — стога сена, Руанский собор, тополя, лилии, мост Чаринг-Кросс, лондонский Парламент — изображены утром, вечером, в полдень, в тумане, в дожде. Писатель Октав Мирбо увидел в циклах «различные состояния сознания Земли, драму планеты». Полотно «Стог сена» (1891) на торгах Дома Christie’s в 2016 году была куплена за 81 447 500 долларов.
«Мне потребовалось время, чтобы понять мои кувшинки»
Water Lilies 1906
Последние 30 лет жизни Моне рисовал свой сад. А в саду — кувшинки. Более 250 полотен, составивших одноимённый цикл. Когда зрение Мастера было поражено катарактой, кувшинки стали голубыми и сиреневыми.
Мастер начинает рисовать кувшинки в 1899 году. Сначала — в вертикальной композиции, со знаменитым японским мостом или розовыми арками. Далее на полотнах остаются только лилии, пруд и — свет.
Изо дня в день, в разные часы и погоду, с разным настроением изображая кувшинки в воде, Мастер достигает буквально головокружительного эффекта — того, какой бывает, если долго смотреть в тёмную воду. Гипнотический эффект заставил покупателя в 2008 году на торгах Christie’s отдать за картину «Пруд с водяными лилиями» (1919) 80 451 178 долларов.
«Кроме живописи и садоводства я ничего больше не умею делать»
Зато этими искусствами Моне овладел в совершенстве. Талант к рисунку проявляется у Моне в детстве. В Гавре, куда семья будущего художника переехала из Парижа, уже к 15 лет Моне прославился как мастер точной и весёлой карикатуры.
Его рисунки, выставленные в лавке художественных и письменных принадлежностей, привлекали толпы гаврцев. У юноши появляются заказчики карикатур, за каждую свою работу он берёт до 20 франков. Деньги Моне не тратит — уже тогда он задумал уехать в Париж.
А сад в Живерни стал самым масштабным и бесценным полотном Мастера. Созданный по законам естества и света, он обладает той же магией, что и картины Моне.
«Не могу делать ничего другого. У меня только один интерес, картины»
Как большинство великих живописцев, судьба испытывала Моне — отказом родителей в материальной помощи, осмеянием творчества, смертью любимых. Но он всегда был верен предназначению. Потому достиг вершины.
В 1860 году, когда Моне только освоился в Париже, нашёл единомышленников и учителей, его призывают в армию в Алжир на 7 лет. Чтобы откупиться от службы, нужно было заплатить 2 500 франков. Моне попросил помощи у родителей, они согласились, но с условием, что юноша возвращается в Гавр и занимается семейным бизнесом — бакалеей.
Ради свободы и живописи Моне выбирает войну и Алжир. Там он заболел тифом, был отправлен на лечение на родину, а затем уже тётушка, которая всю жизнь помогала художнику, выкупает за 3 000 франков его освобождение от военной службы.
«Моя работа всегда лучше, когда я один, и следую своим собственным впечатлениям»
Моне отверг всякий академизм. Все учения и правила. Он говорил: «Мне нравится рисовать по тем же законам, по каким поёт птица».
Когда юноша решает стать художником, отец поддерживает его. Но, оказавшись в Париже, Моне отказывается поступать в Школу изящных искусств, предпочтя ей шумную и весёлую компанию из «Кабачка мучеников». Отец прекращает высылать деньги, но будущий Мастер остаётся непреклонен.
Первый успех стал основанием для развития индивидуальной техники. И тут публика перестаёт принимать и понимать творчество Моне. Но — одинокий и бескомпромиссный — он идёт дальше. И вот появляется техника дробного мазка — основа импрессионизма в живописи.
Дробные мазки, чистые цвета, которые не переходят друг в друга, а соседствуют, размывают чёткие границы предметов, создают эффект «солнечной ряби» или рассеянного света, дымки, дыхания, впечатления…
«Каждый обсуждает мое искусство и делает вид, что понимает, как если бы это было необходимо, когда нужно просто любить»
Claude Monet 1905
Моне учился не в школах и академиях, а у самой Природы. Главный урок, который он усвоил, — понимания нет, есть — любовь. «Понять красоту» — то же самое, что сказать «я буду любить этого человека» — невозможно.
Мастер пережил всё — от полного отрицания, когда над его полотнами смеялись и сравнивали с обоями, до поклонения. Уже в конце жизни Моне один из художественных критиков скажет, что по полотнам живописца «учёные могли бы определить, сколько кислорода и азота в воздухе». Эти слова — наивысшее признание для Мастера, ведь он мечтал изобразить «сам свет».
Однако Моне печален. Он видит, что большинство следуют не внутреннему чувству принятия его картин, а общему — моде на Моне.
«Благодаря моей работе все идет хорошо, это великое утешение»
В 1865 году начинающий и уже «немного успешный» художник знакомится с Камиллой Донсье — дочерью богатого буржуа. Они едут в Шайи, Моне пишет «Завтрак на траве», среди «завтракающих» — Камиллу. Возвращаются в Париж — Моне за 4 дня пишет портрет Камиллы «Дама в зелёном», принесший ему настоящий успех.
И далее на полотнах Мастера — она. Даже когда семья переживает трудные времена, а Моне просит парижских друзей выслать ему 20 франков, чтобы помочь ему «на четверть часа», художник счастлив: рядом — она.
Но в 1876 году, ожидая второго ребёнка, Камилла заболела, а после родов умерла. Моне пишет картину «Камилла на смертном одре» — одно из самых пронзительных полотен в мировой живописи, на котором — лицо любимого человека и… полная пустота, ледяная вечность…
Творчество стало спасением для художника — от невосполнимых утрат, от людской молвы, от потери веры в себя и Бога.
«Я ничего в жизни не делал, не считая того, что смотрел на то, что мир показывал мне, для того, чтобы запечатлеть его посредством моей кисти»
Arrival of the Normandy Train, Gare Saint-Lazare 1877
Когда критики разнесли в пух и прах картину «Впечатление. Восход солнца», назвав главным недостатком её «невозможность что-либо рассмотреть», Моне только пожал плечами: «Жалкие слепцы…».
Настоящим его ответом стала новая, ещё более «туманная» картина «Вокзал Сен-Лазар». Чтобы её написать, художнику нужно было… задержать поезд. Надев самый дорогой из своих костюмов, рубашку с кружевными манжетами, взяв трость с золотым набалдашником (всё богатство, что было у голодающего Моне), художник идёт к директору западных железных дорог.
Представляется: «Я — художник Клод Моне. Я долго думал, какой вокзал для картины выбрать, — и выбрал ваш». Поражённый видом и тоном Моне, директор сделал всё, что просил живописец: останавливал поезда (чтобы Моне мог видеть и писать), заставлял набивать топки поездов углём так, чтобы весь перрон заволакивало дымом… Директор не знал, что юный наглец — осмеянный и бедный художник.
К чему эта история?.. Моне понимал и осознавал своё высокое предназначение. Мастер мог сделать всё ради Пути — того, с чем и зачем он пришёл в мир. Мог притворяться, любить, бросать, идти против всех лишь с одной целью — исполнить предназначенное. Это путь гениев.