Музыкальная культура 60-х годов XX века
Музыка 60-х годов в США и в Стране Советов значительно отличалась – сложно было представить, что это действительно музыка одной эпохи. По миру размашистой и нервной походкой шёл рок. Нарушались запреты и традиционные культурные устои.
Великая и благопристойная Великобритания была шокирована тем, как быстро в ней начали появляться разномастные рок-группы – именно она стала одной из двух основных уникальных горячих точек мира в плане музыки.
В 1963 году Британия предложила миру свое секретное оружие – четверых парней, поющих незамысловатые (на первый взгляд!) лиричные песни и играющих на музыкальных инструментах. Это были The Beatles, а их пятому синглу I want to hold your hand удалось практически невозможное – он сместил с первых строчек американских чартов американских же исполнителей! Animals, The Zombies – все они стали первыми ласточками «британского вторжения» в музыкальное мировое пространство.
В Америке, тем временем, выходили из своих гаражей те, кому суждено было стать легендами рок-музыки. Рок тогда и назывался гаражным – в основном из-за того, что основными его лидерами становились те, кто еще вчера заимствовал отцовский гараж для первых своих репетиций. В такой, казалось бы, бытовой обстановке рождались настоящие хиты, которые потом терзали сердца и души юных и вполне взрослых меломанов.
Альтернативой гаражному року, как ни странно, стала музыка, которая из него и произошла. Сложный, многогранный психоделический рок и авангардный рок – вот те направления, которые на много лет запали в душу тем, кто жил в то время и их потомкам. Открыл дорогу всем исполнителям таких жанров Боб Дилан с его The Tambourine Man, а уж дальше пошло-поехало – The Doors, Jefferson Airplane, Фрэнк Заппа… Именно в направлении психоделического рока, а также авангарда впервые проявили себя Pink Floyd. Эта музыка была тесно связана с интересом к запретным веществам, который тогда все больше проявляла молодежь. Музыканты вдохновлялись психоделическими веществами и творили музыку, которая прекрасно продолжала линию состояния наркотического транса. Тем не менее, многие группы, которые начали создавать свое наследие в то время, на волне психоделики, прекрасно слушаются на трезвую голову и по сей день – виной тому, очевидно, стремление к созданию действительно сложных и качественных песен, которые надолго запоминаются и не уходят из сознания.
Фестиваль в Вудстоке стал пристанищем для хиппи – а эта культура на тот момент становилась все популярнее и требовала к себе внимания, жаждая соответствующей музыки, которая могла бы стать их гимном. Все началось с California Dreamin’ от легендарных The mamas and papas, а уж дальше понеслось. Вудстокская ярмарка музыки и искусств в 1969 году предложила поколению влюбленных в свободу, музыку и самовыражение лучших артистов той эпохи – от The Who до Дженис Джоплин, от Jefferson Airplane до Джимми Хендрикса, от Grateful Dead до Карлоса Сантаны…
Что же до шестидесятых в СССР, нужно отметить, что тогда начинал процветать интерес к «заокеанским» группам и исполнителям. Потихоньку в Страну Советов начали просачиваться записи The Doors, Pink Floyd, The Beatles, Джимми Хендрикса. У них сразу нашлась масса поклонников – и это было предсказуемо, ведь музыка шестидесятых на просторах СССР была весьма однообразной и до такого расцвета и прогресса не дошла. Впервые начали появляться ВИА, среди которых были вполне знаковые «Самоцветы», «Песняры», «Земляне», «Поющие гитары». Русский рок ещё не начал развиваться, зато процветала авторская песня – именно в шестидесятых несли правду посредством музыки Владимир Высоцкий, Юрий Визбор и многие другие. Для СССР все еще было впереди...