Высокая мода: как все начиналось. История первых модных домов
Высокая мода – сложная, многоликая, дорогая. Ее история соткана из судеб гениев – величайших модельеров конца XIX – начала XX веков. Их творения – произведения искусства, а принципы их работы стали законами, по которым живет современная Haute Couture.
Понятие «высокая мода» возникло благодаря творчеству талантливого дизайнера, успешного предпринимателя Чарльза Фредерика Уорта. Именно он придумал кринолин – металлическую конструкцию, которая надевалась под платье и придавала ему модную пышную форму. До этого пышность платья обеспечивали нижние юбки: они должны были быть обязательно белыми и обязательно в количестве шести штук. Понятно, что это шестислойное великолепие было дорогим удовольствием. И после презентации кринолина, которая состоялась в 1856 году, Чарльз Уорт получил не только огромное количество заказов на свое изобретение, но и безмерную благодарность всех модниц того времени.
Понятие «дом моды» тоже ввел Чарльз Уорт. Он совместил творческую мастерскую со светским салоном, где ежегодно проводил показы своих моделей.
Кстати, Чарльз Уорт стал первым кутюрье, который презентовал свою коллекцию не на манекенах, а на женщинах – манекенщицах.
И, наконец, именно Чарльз Уорт изобрел лейбл: подобно художнику, подписывающему свои холсты, он стал подписывать свои работы, пришивая ленточку со своим именем.
В начале XX века на модном небосклоне зажглась еще одна звезда – Поль Пуаре. Он избавил женщин от кринолина и сменившего его турнюра и ввел в моду легкий, струящийся силуэт, повторяющий одеяния античных статуй.
В 1910 году домом моды Пуаре был презентован парфюм. Дизайн флакона разработал сам мэтр. Это было первый случай, когда модельер завершал создаваемый образ ароматом. Позднее эту идею подхватили и другие дизайнеры.
В дореволюционной России было открыто множество домов мод.
В основном они располагались в Санкт-Петербурге, в Москве их было гораздо меньше. Основной особенностью русских домов моды была их элитарность. Самые известные столичные модные дома: дом Бризак, дом Гиндус, дом Ольги Бульденковой – одевали только придворных дам. К сожалению, огонь революции не пощадил творения модельеров: сохранилось всего лишь несколько платьев, которые хранятся в музеях.
Московская элита предпочитала одеваться в доме моды Надежды Ламановой.
Также по просьбе Станиславского она шила костюмы к спектаклям Художественного театра, одевала императрицу Марию Федоровну. После революции Ламанова осталась в России и руководила московским ателье.