Становление и развитие творчества прерафаэлитов
Richard Redgrave The Governess 1844
Во второй половине XIX века прерафаэлиты создали новое направление, ориентированное на классические образы эпохи раннего Возрождения. Основатели братства восстали против условностей, принятых в искусстве викторианской Англии. Молодые художники отказались следовать традициям академизма с изображением отвлеченно прекрасных моделей и парадных пейзажей, решив рисовать исключительно с живой натуры.
Название нового направления напоминало о духовной связи с авторами до эпохи Рафаэля — Боттичелли, Анджелико, Беллини и другими.
Техника создания картин
John Everett Millais Christ in the House of His Parents ('"The Carpenter's Shop") 1849
Прерафаэлитизм — движение, основатели которого противопоставляли строгим академическим правилам так называемую живую веру. Они исповедовали принцип максимально достоверного отображения предметов и живых образов с мельчайшими деталями. Группа, в которую первоначально вошли семь художников, сразу начала противостоять популярным в то время течениям в живописи. Основателями прерафаэлитизма стали Милле, Хант, братья Россетти, Коллинсон, Вулнер и Стивенс. Определение нового направления было опубликовано в статье в журнале «Росток», где основатели прямо заявили о своем отношении к правилам изображения действительности в искусстве.
John William Waterhouse The Lady of Shalott 1888
Художники изменили саму технику создания картин, начав использовать чистые цвета и сырой белый грунт без подмалевка. Изображение создавалось полупрозрачными красками поверх слоя белил, нанесенных на загрунтованный холст, в результате тона становились чистыми и яркими. Многие полотна прерафаэлитов, которые хранятся в Пушкинском музее, Эрмитаже и других знаменитых галереях мира, до сих пор не потеряли первоначальной яркости. Они вызывают интерес оригинальной композицией, сочными красками и филигранной проработкой нюансов.
Наиболее известные полотна
Dante Gabriel Rossetti The Girlhood of Mary Virgin 1848
Первыми известными работами, представленными на суд английской публики, стали «Риенци», «Изабелла» и «Юность Марии». Эти полотна вызвали бурное обсуждение из-за необычного подхода к проблематике и провокационного воплощения идей художников. Картины были совершенно не похожи на привычные парадные портреты и удивляли странностью сюжетов. В творчестве прерафаэлитов выделяется несколько ключевых направлений:
- Библейские сюжеты. Английские и итальянские художники обращались к жизни Иисуса Христа, Марии и других библейских персонажей, причем на картинах присутствует большое количество бытовых деталей. Одна из наиболее спорных работ — полотно Россетти «Слуга Господня», изображающая Благую весть. Девушка испугано взирает на посланника Бога и прижимается к стене, понимая тяжесть возложенной на нее миссии. Эта работа вызвала множество негативных откликов.
Dante Gabriel Rossetti Ecce Ancilla Domini! (The Annunciation) 1849
- Сюжеты из литературы. При создании знаменитой картины «Офелия» Милле стремился максимально точно передать черты модели Элизабет Сиддал. Для максимальной натуральности ей пришлось провести много часов в ванне с водой.
John Everett Millais Ophelia 1851
- Пейзажи со скрупулезным отображением деталей. Цель картины — передать красоту природы без приукрашивания и излишнего романтизма. Описание натуры требовало точного изображения мелких деталей пейзажа.
John Everett Millais Autumn Leaves 1856
Россетти, Хант и Милле на выставке в 1850 году не продали ни одного полотна. Их современники обвинили нестандартный художественный стиль в полном подражании ранним предшественникам. Но положение отчасти спас критик Рескин, который положительно оценил работы. Он приобрел несколько полотен Россетти, оказав движению финансовую поддержку.
Поздний этап в творчестве
После поддержки Рескина прерафаэлиты получили широкое признание, но уже в 1853 году, когда Милле стал членом академии художеств, Россетти объявил о распаде нашумевшего движения. В 1856 году к поздним прерафаэлитам примыкают Моррис и Берн-Джонс, чьи работы приобрели широкую известность.
Значение этого течения для развития искусства XIX века огромно. Художники отказались от классических образцов и подняли тему общественного неравенства. Они сумели тонко продемонстрировать естественную женскую красоту и приблизить к людям героев библейских историй. Своим творчеством они внесли важный вклад в развитие фотографии, литературы, поэзии и еще целого ряда направлений в искусстве.