Русские сезоны С.П. Дягелева



Ася Олл "Шехеразада" бум., акв., уголь; "Петрушка" бум., акв., уголь; "Вацлав и Ромола Нижинские. Прощание с С.П. Дягилевым на вокзале" х.,м., бум., акв., уголь

Мировая культура начала XX в. тесно связана с именем Сергея Дягилева – известного российского антрепренера, благодаря смелым и даже новаторским взглядам которого русское искусство приобрело широкую популярность в Европе. Самой же главной заслугой Дягилева являются, без сомнения, покорившие западную публику «Русские сезоны» - серия гастрольных выступлений отечественных артистов, ежегодно проходившая с 1908 по 1929 гг.

К искусству с детства

Сергей Дягилев происходит из семьи потомственного дворянина, поэтому с самого детства в нем зарождался и креп интерес к культуре. Дом Дягилевых в Перми украшали гравюры лучших мастеров эпохи Ренессанса, здесь постоянно проводились музыкальные и литературные вечера, на которых маленький Сергей радовал гостей виртуозной игрой на фортепиано. Особняк семьи был настоящим культурным центром дореволюционной Перми.

В 1890 году по достижении 18 лет будущий популяризатор российского искусства переезжает в Санкт-Петербург, где поступает на юридический факультет. Одновременно с этим он обучается в консерватории, его наставником был сам Римский-Корсаков. Однако Сергей не видел своего будущего не в юриспруденции, ни на музыкальном поприще – все активнее он проявлял организаторские способности, его привлекала культурная жизнь. И вскоре в Петербурге уже проводились выставки современных отечественных художников. Это было отражение новых, даже новаторских веяний в живописи, которые, однако, были восприняты консервативной публикой достаточно холодно.

Вопреки этому Дягилев становился все более уважаемой персоной в культурной жизни Петербурга. Уже в 1898 году свет увидел первый выпуск журнала «Мир искусства», редактором которого был Сергей Дягилев в партнерстве с живописцем Бенуа. Постепенно журнал превратился в своеобразный оплот всех представителей новой волны художественного творчества, причем здесь освещалось не только российское, но и зарубежное искусство.

Кустодиев Б.М. Групповой портрет художников общества "Мир искусства" 1920
Эскиз. Холст, масло.
Государственный Русский музей
Изображены (слева направо): И.Э.Грабарь, Н.К.Рерих, Е.Е.Лансере, И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.И.Нарбут, Н.Д.Милиоти, К.А.Сомов, М.В.Добужинский, К.С.Петров-Водкин, А.П.Остроумова-Лебедева, Б.М.Кустодиев.

Обложка журнала "Мир искусства", выпускавшегося в Российской империи с 1898 по 1904 год

Русские сезоны покоряют европейскую публику

Постепенно главной целью для Дягилева становится популяризация российского искусства за границей. Первым опытом стала проходившая в Париже в 1906 году выставка «Два века русской живописи и скульптуры», полностью организованная молодым русским импрессарио. Мероприятие снискало лестные отзывы высшего света Франции, для многих посетителей это было настоящее открытие – до этого мало кто из отечественных художников был известен в Европе.

На волне успеха Дягилев начинает планировать следующее мероприятие, в этот раз сосредоточившись на музыке. И в 1907 году на сцене Гранд-Опера с успехом прошла серия музыкальных концертов, получившая название «Исторические русские концерты». Со сцены звучали лучшие произведения Мусоргского, Римского-Корсакова, Глинки, Бородина, Скрябина. Большое внимание, как и год назад, было уделено сопроводительным материалам. Зрителям раздавались красиво оформленные брошюрки, знакомившие с биографиями выдающихся российских композиторов. И снова Дягилева ждал настоящий успех.

Убедившись, что парижская публика с неподдельным интересом принимает российскую музыку, Сергей Дягилев в 1908 г. привозит сюда оперу М. Мусоргского «Борис Годунов». Однако в Париже была представлена новая редакция этого великого произведения, в котором были восстановлены удаленные ранее сцены. Дягилев смело изменял исходную версию, адаптируя ее под вкусы и предпочтения европейского зрителя. В частности, опера в его редакции оканчивалась сценой смерти Бориса Годунова, что, безусловно, имело сильный драматический эффект. Здесь проявился удивительный талант Дягилева-режиссера.

Четвертые «Русские сезоны» ознаменовали начало европейского триумфа для русского балета. Идею познакомить западную публику с отечественным искусством балета Дягилев обдумывал с 1907 года, однако только в 1909 году ему удалось это осуществить – в программе «Русских сезонов» в этом году были заявлены такие постановки, как «Сильфиды», «Павильон Армиды», «Клеопатра», «Половецкие пляски», взятые из оперы Бородина «Князь Игорь». Мнение публики разделилось – звучало множество критических высказываний относительно новаторской хореографии, однако все без исключения отметили превосходные костюмы, декорации и танцоров.

С этого момента Дягилев сосредоточил свое внимание исключительно на балете, постепенно расширяя репертуар. В 1910 году «Русские сезоны» вернулись на сцену «Гранд-Опера». Залы были переполнены, здесь собиралась вся богема Парижа того времени. И смелые решения Дягилева принимались уже гораздо благосклонней – критики оставляли хвалебные отзывы, успех русского балета был несомненен.

В 1911 году «Сезоны» переезжают в Монте-Карло. Здесь ставились как уже завоевавшие популярность произведения, так и громкие премьеры. Однако не забывал Дягилев и про Париж.

С 1912 по 1917 гг. по причине полыхавшей в Европе войны «Русские сезоны» не пользовались успехом. Проваливались многие премьеры, из балетной труппы Дягилева уходлили ведущие танцоры. В то же время русский импрессарио активно занимался развитием своего проекта. Так, все чаще он начинает обращаться к европейским художникам и композиторам. Они помогают Сергею с созданием декораций, костюмов, написанием музыки для его постановок.

В 1918-19 гг. «Русские сезоны» отправляются на гастроли в Лондон. Успех здесь был настолько колоссальный, что труппа Дягилева остается в Англии на целый год. С наступлением 20-х годов в творческом коллективе проводятся существенные обновления, появляется множество новых, подающих большие надежды танцоров.

С 1927 г. Дягилев начинает отходить от балета и переключается на литературу, в частности, он собирает большую коллекцию ценных книг. Последней громкой премьерой «Русских сезонов» становится «Аполлон Мусагет», представленный в 1928 году. А в 29-м году Сергей Дягилев умирает.

Влияние Русских сезонов

Безусловная заслуга Дягилева в том, что после «Русских сезонов» Европу буквально захлестнула волна моды на все русское. Расцвет «русского стиля» пришелся на 20-е годы XX века. Однако и до этого можно было отметить однозначное влияние постановок русского импрессарио на культурную и модную жизнь западного общества. Создаваемые для балета костюмы вдохновляли модельеров и дизайнеров. В частности, после премьеры в 1910 году «Шахерезады» в моду вошли низкие восточные диваны, а дамы начали носить просторные юбки-шаровары и чалмы. Широко стали использоваться полупрозрачные ткани, открытые фасоны одежды и большие декольте – именно такими были и костюмы, создаваемые для представлений Дягилева.

В целом же, историки и искусствоведы отмечают, что за 20 лет «Русских сезонов» Дягилеву удалось кардинально поменять отношение общества к театральному и танцевальному искусству. Он сумел привить публике любовь к смелым, новаторским решениям. Самое же главное, что удалось талантливому российскому импрессарио, - это то, что русское искусство, доселе практически незнакомое европейскому зрителю, получило невероятную популярность и успех, оказав значительное влияние на развитие всего культурного процесса XX века.


Добавить комментарий