Накладные воротнички —история вчера и сегодня
История накладных воротников началась еще в Древнем Египте, где мужчины носили круглые накладные воротники-оплечья. У знатных египтян, например, оно состояло из стеклянных бусин и драгоценных камней, а военных можно было узнать по оплечьям с красными полосками.
Интересно, что в старину на Руси тоже использовали округлые оплечья, которые носили название «бармы». Их украшали жемчугом, драгоценными камнями, искусной вышивкой и надевали поверх одежды. Бармы были привилегией царей и богатых княжеских родов.
Накладные шалевые воротники из меха ведут свою родословную из Венеции. Ими дополняли одежды из бархата в эпоху Ренессанса.
Испанцы обогатили накладные воротники фасоном, получившим название «Стюарт» в эпоху Возрождения. Он представлял собой жесткий и высокий воротник, заканчивающийся рюшами.
Постепенно рюши стали увеличиваться в размерах. Затем появился круглый, гофрированный, жесткий и пышный воротник под названием «фреза». Он был настолько велик, что мешал движениям головы. Фрезы шили из тонкого белого полотна, но самыми шикарными и богатыми были фрезы из венецианского кружева. В XYI веке такие воротники были в моде во Франции, Англии, Германии и Нидерландах.
Преемником фрезы суждено было стать кружевному воротнику в виде веера, закрепленного на спине. Он получил название «Медичи».
Модель имеет некоторое сходство с изобретенным в России мужским вариантом боярского стоячего воротника, известного под названием «козырь», который был любим богатыми щеголями допетровской эпохи.
Кардинальные изменения в фасонах накладных воротников произошли в первой четверти XYII века. Практичные шведы заменили стоячие воротники отложными. Знатные дамы переключились на большие кружевные воротники, закрывающие плечи, а простолюдины и гугеноты довольствовались скромными белыми воротниками без украшений.
Во второй половине XYII века в моду вошли парики. Форма накладных воротников преобразилась: они стали короче на спине, а спереди их концы удлинились и приобрели прямоугольную форму. Такой фасон получил название «рабат». Моду на отложные европейские воротники и рабаты в России ввел Петр I.
Спустя еще сто лет появился стояче-отложной воротник с отворотом в качестве составляющей английского фрака.
С 1827 года началась эра съемных воротничков. Их придумала практичная американка Ханна Монтегю, которой надоело возиться со стиркой рубашек мужа. Она отделила воротничок от родной рубашки и приставила к ней другой.
Мода на накладные воротники решительно шагнула в XX век. Современный любимчик моды — воротник «Питер Пэн» появился в 1905 году. Он стал популярен после премьеры одноименного спектакля на Бродвее. Роль Питера Пэна в нем исполнила Мод Адамс. Она же участвовала в создании костюма главного героя спектакля, в том числе придумала украсить его белым отложным воротником с закругленными краями.
Накладные воротники не обделила своим вниманием и Коко Шанель. Они были очень популярны после войны. Интерес к ним проявляли дизайнеры 60-х. Совсем недавно съемные воротнички вновь обратили на себя пристальные взоры модниц всех стран. На подиум их вывела известный итальянский дизайнер Миуччиа Прада в коллекции Miu Miu в 2010 году. Мир моды отреагировал мгновенно. Louis Vuitton, Valentino, Karl Lagerfeld и другие знаменитые кутюрье предложили свои оригинальные модели накладных воротничков.
Мода предлагает 1001 вариант приставных воротничков. Они могут быть из кожи, шелка, кружев, расшиты стразами, украшены жемчугом, иметь вид драгоценных колье или напоминать классический школьный воротничок из белой ткани. Прелесть этого аксессуара заключается еще и в том, что любая рукодельница может изготовить его своими руками.
Накладные воротнички способны полностью преобразить повседневную одежду, придать ей любое настроение. Они превратят обычный джемпер или футболку в стильную вещь, а простое платье сделают необыкновенным и запоминающимся.