История появления женского велосипедного костюма
Дубинский Д.А. Иллюстрация к повести А.П. Чехова «Человек в футляре»
«Позвольте, что это такое? Разве преподавателям гимназии и женщинам прилично ездить на велосипеде?» Привычное сегодня средство передвижения, велосипед, на рубеже XIX-XX веков оказало большое влияние на женскую моду. Чтобы оценить его, достаточно вспомнить, как оцепенел герой рассказа А.П. Чехова «Человек в футляре» при виде совершенно «неприличного» наряда Вареньки.
Популяризация велосипедов среди женской аудитории внесла существенные коррективы в моду, позволив легализовать в гардеробе новый вид одежды – брюки. Кроме того, она способствовала общему упрощению костюмов, позволившему сделать одежду удобней.
Чтобы понять, насколько провокационным явлением была дама на велосипеде в брюках-шароварах, вспомним, что ко второй половине XIX века объемы платьев женщин достигали очень больших размеров, ведь они должны были отражать финансовую состоятельность семьи. Узкие корсеты и тяжелые многослойные юбки привели к тому, что врачи начали беспокоиться о здоровье женщин, отмечая, что ношение корсетов способствует легочным заболеванием, а одежда весом в 7-13 кг (именно такой вес имело полное прогулочное облачение дам) вредят позвоночнику. Впрочем, врачи не смогли оказать такого влияния на вкусы женщин, как желание прокатиться на велосипеде.
Для того чтобы представительницы прекрасного пола не пытались использовать брюки во время велопрогулок, была разработана новая конструкция велосипеда с одинаковыми колесами, «женской рамой» и закрытыми механизмами. Однако эти новшества не смогли защитить от травм, которые провоцировали юбки.
Первым предвестником новой одежды стали юбки с разрезами, которые можно было легко трансформировать в подобие широких штанов, а, встав с велосипеда, вновь вернуть себе приличный вид. Впрочем, эти модели также были далеки от удобства.
Роль смелой революционерки, представившей общественности велосипедный костюм в основе, которого лежали широкие штаны, впоследствии получившие название «блумеры», взяла на себя Амелия Блумер. Несмотря на то, что такой костюм вряд ли можно назвать неприличным (поверх шароваров предлагалось носить широкую юбку), он вызвал негодование общественности, и даже самые заядлые велосипедистки не сразу стали его использовать.
Несмотря на общественное сопротивление и морализаторство уже к началу ХХ века велоштаны стали изготавливаться в промышленных масштабах, появились определенные модные тренды костюма. Со временем такая одежда распространилась в другие сферы.
Впрочем, несмотря на то, что брюки перекочевали в гардероб к дамам с появлением велосипедов, подход к внешнему виду был строг. Так, в 1895 году уважаемое нью-йоркской издание опубликовало свод правил одежды для женщин-велосипедисток, в котором им запрещалось носить мужские головные уборы и распускать волосы, также дамам строго не рекомендовали спрашивать у знакомых мнения о своем велосипедном костюме.