Русская охота. Как охотились на Руси
Охота на Руси была неотъемлемой частью историко-культурного наследия. В отличие от европейских стран, охота имела статус не столько бытовой, сколько промысловой. Не было антуражно-ритуальных и трофейных составляющих, а весь процесс разделялся на звероловство и собственно саму охоту с целью получения определенной добычи.
Промысловая составляющая оказала сильное влияние на формирование традиций и всего, что с ними связано – это охотничьи собаки, соколиная охота, глухариные тока, подсадные утки. Некоторые виды промысла были заимствованные, но именно на Руси они получили развитие, возводимое в ранг охотничьего искусства, а не пустого развлечения.
Традиции русской охоты
Охота на Руси с древних времен была свободной, доступной для всех, но князья пользовались особыми привилегиями, что обуславливалось высоким рангом и богатыми угодьями. Традиционным было разделение на ловчие пути, которые, в свою очередь, делились на станы с деревнями и починками, управляемыми отдельными ловчими.
По производству охоту можно разделить на промысловую и звероловство, царская и княжеская охота разделялись на псовую и птичью. Именно охота с обученными ловчими птицами стала истинно царской забавой, доступной только князьям. Специальные ловчие занимались обучением «выношенных» кречетов, соколов или ястребов, которые могли ловить мелких животных и диких птиц. К псовой охоте подходили столь же серьезно, занимаясь разведением восточных дорогих пород и местных борзых.
Царская охота велась под руководством охотников определенного ловчего пути, псовников и ловчих. Царская псарня до 1616 года находилась в Белом Царевом городе, после – была переведена в Москву на Старое Ваганьково. Для соколиной и звериной охоты имелись специальные лошади.
Оружие было самым разнообразным, это могли быть вилы, рогатины, протазаны, копья или лучки со стрелами, в более позднее время охотники начали использовать огнестрел – самопалы, пищали, пистолеты и карабины.
Популярность того или иного способа охоты во многом зависела от периода царствования. Если для крестьян основным оставался промысел при помощи подручного оружия, то для царской охоты использовались специально обученные животные. При Петре II наибольшее распространение получила псовая охота с участием егермейстеров, во время царствования Анны Иоанновны – травля животных и соколиная охота с использованием ружей. В 1827 году указом императора Николая I соколиная охота прекратилась, осталась только псовая и ружейная, а ловчие пути были перенесены сначала в Петергоф, а затем в Гатчино.
Виды русской охоты
Наибольшее распространение получила промысловая охота с целью добычи шкурок куницы, бобра, белки или соболя. Пушнина добывалась преимущественно в западных регионах, куницы, белки и бобры – в полосе широколиственных лесов и лесостепи. Большое значение имела охота на диких копытных – косулю, лося, сайгака, благородного оленя. В большом количестве сетями отлавливались птицы, включая лебедей. В Московии обычным делом считалась охота на выдру и бобра, но после XVIII века она постепенно уступила место отлову тетеревов, лисиц, зайцев и лося.
Любительская русская охота поражала своим размахом, содержанием и многообразием форм. Наиболее древней считается охота с ловчими птицами – ястребами, соколами, беркутами, которая пришла из стран Малой Азии и Юго-Восточных регионов. Она считалась признаком могущества и силы, являлась привилегией князей и царей, часто вместе с обученными соколами использовались подсокольи собаки.
Псовая охота была доступна крупным помещикам и боярам, чаще всего охотились на зайца, лисицу, волка. Ружейная охота начала активно развиваться в конце XV века, наибольший расцвет наблюдался в XIX веке, вытеснив псовую и соколиную из-за большей эффективности и дешевизны. Такой охотой могли заниматься практически все, промысел осуществлялся не только на птицу и зверя, но и на рыбу. Именно ружейная охота стала толчком к накоплению богатейших знаний о животном мире, поведении и местах обитания отдельных животных.
Русская охота отличается богатейшими традициями, оказавшими сильное влияние на культуру. Последние годы наблюдается тенденция к возрождению этих традиций, наблюдаются положительные сдвиги в организации заповедников, создании профессиональных школ охотоведения.