История французского берета



Французский берет, который в самой Франции называют баскским, только потому и французский, что именно эта страна послужила популяризации головного убора в современном мире. Но сначала полюбила берет сама.


Уже в XVII веке мануфактурное производство беретов налажено в Олоронт-Сент-Мари на юге Франции, а в 1840 году мануфактура получает статус фабрики - Beatex-Laulhere. Сегодня Laulhère - культовый «беретный» бренд, компания, создающая самые знаменитые в мире береты. Чтобы сохранить привилегированный статус продукции, Laulhère, как некоторые косметические бренды, оставила все производственные мощности на территории Франции, выигрывая не объёмами продукции, а ценой и спросом.

Но — вернёмся к «берету басков». Своё название он получил благодаря Наполеону III — последнему монарху Франции и первому президенту Французской республики. Тот строил дом для жены, императрицы Евгении, в Биарицце — городе на юго-западе Франции, у Берега Басков, Коста-Васка. Все рабочие на стройке носили уплощённую шляпу с мягкими прилегающими полями, свалянную из войлока. Шляпа отлично закрывала волосы, спасала и от солнца, и от дождя. А ещё — выглядела весьма элегантно, чем и привлекла Наполеона III.

Не вдаваясь в подробности, император назвал баскским беретом, тогда как сами рабочие говорили Bearn beret — по названию соседней области, где пастухи и вязали-валяли очень практичные «шляпы», защищавшие их в любую непогоду. Само же слово berret означает «гасконец». Значит, французский берет родом из Гаскони? Нет.

Родом из глубокой древности

Изображения на фресках и древних сосудах свидетельствуют, что головной убор, чрезвычайно напоминающий современный берет, носили со времени бронзового века по всей Северной Европе и на юге. Найдены изображения в беретах минойцев (с 3650 до 1400 г. до н.э.), этрусков, древних римлян.

Даже происхождение слова «берет» французские исследователи ведут от латинского birrus — «одежда с капюшоном», которую в Древнем Риме носили все, вплоть до императоров. Римские солдаты, занимавшие долину Аспе в Беарне, ушли, но «шляпа осталась» — пастухи стали валять из шерсти головные уборы, напоминавшие обмундирование римлян.

Европа и знакомится с беретом через пастухов исторической области Беарн, через басков, которые дали имя и Гаскони, потому «берет» — «гасконец». Мягкую шляпу без полей за беарнцами  стали носить пастухи Наварры, Арагона, Ансо, Ронкаль.

Берет в новом времени

Крестьянские средневековые береты были белого, красного, синего или красно-коричневого цвета. Окраска определяла, из какой долины человек. Когда береты стали носить военные, оценив функциональность и удобство головного убора, они позаимствовали идею цветового различения именно у пастухов.

До начала XX века берет во Франции остаётся одеждой крестьян, рабочих - они носят чёрные береты, военных и богемы. В 1745 году создан Королевский полк Cantabrians, униформой которого становятся синие береты. В первую мировую войну британский офицер Бернард Монтгомери (Monty) надевает чёрный берет капрала, который становится его визитной карточкой.
В 50-е годы ХХ века созданные в США войска спецназа надевают зелёные береты, следуя обычаям британской королевской морской пехоты.

Берет — символ свободы

Берет, в отличие от других головных уборов, часто становился символом - художников, революционеров, элиты военных и т. д.

Самым знаменитым и одним из первых богемных почитателей берета был Рембрандт. Есть мнение, что именно он сделал берет «короной художников и поэтов».  Не расставался с беретом Рихард Вагнер.
В середине ХХ века происходит «беретная революция» в женской моде, особенно - в Великобритании и США. Девушки и женщины надевают береты как символ равноправия, освобождения от стереотипов и приниженного положения в обществе.

Береты носят исполнители джаза Bebop и культовый революционер Че Гевара, лицо которого мы знаем в неизменном чёрном берете с латунной звездой.
Сегодня особенный берет - большой, вязанный спицами или крючком из красных, золотых и зелёных нитей — носят растафарианцы, или растаманы, собирая в него дреды. Они называют себя куфи (от kufune - тюбетейка) и считают дреды и берет ветхозаветными символами.

Но для большинства людей берет - удобный и очень элегантный головной убор. Его носят мужчины и женщины, дети и взрослые, потому что ничего более универсального и красивого люди так и не придумали.


Добавить комментарий