Оп-арт или оптическое искусство в моде
Optical art, оптическое искусство, или оп-арт, возникло позже поп-арта, возможно, что на волне последнего, но на технической основе абстракционизма. Оп-арт использует оптические иллюзии, создаваемые геометрией и цветом.
Каждый, кто иногда заходит в Интернет, видел самые популярные из них — чёрно-белые концентрические окружности, которые, кажется, движутся; разноцветные шрифты, выполненные в одном размере, но кажущиеся неодинаковыми из-за цветовых сочетаний; вращающаяся балерина; из нового — «какого цвета платье?» и т. д.
Оптические иллюзии основаны на особенностях восприятия, работы глаза. Возможно, остались бы они просто экспериментами учёных и художников, но в 60-е годы развивается психоделическая культура, в её русле мода — с размытыми принтами, странными изображениями. Потому игра линий, точек и цвета пришлась вовремя для нужд нового модного направления.
Самым ярким представителем оп-арта стал Виктор Вазарели с его чёрно-белыми зебрами, пиксельным футболистом, трёхмерными картинами.
Оп-арт в моде
С момента возникновения оп-арт так или иначе проявлял себя в коллекциях. Идеи Вазарели использовали Андре Курреж, Лари Олдрич, Мэри Куант. Но толчком к настоящей моде стала модная съёмка Opposition французского Vogue, в которой модели предстали в нарядах с принтами-иллюзиями.
С той поры все модные дома и дизайнеры не устают эксплуатировать оп-арт в коллекциях и не зря: оптические иллюзии, в отличие от поп-арта, работают именно на человека, показывая не себя, а моделируя фигуру, образ, восприятие.
В приверженности оп-арт замечены Prada, Rochas, Versus, Louis Vuitton, Marc Jacobs. Последний создал коллекцию прозрачных комбинезонов по мотивам картины В. Вазарели.