Культура Византии и Древняя Русь
В период расцвета Византийской Империи, прямой наследницы Рима и Греции, её культура, несомненно, оказывала влияние на весь средневековый мир. Традиции великих государств античности дополнялись христианской религией и обычаями многих народов, входивших в состав населения Византии на протяжении всего времени существования империи.
За 11 веков истории (IV-XV вв.) изобразительное искусство, словесность, ремесла и архитектура Византийцев из Константинополя (нынешний Стамбул) распространились по всему миру. А местами даже определили культурное развитие народов на века вперед.
Поворотным моментом становиться два решения императора Константина I: о переносе столицы Восточной Римской Империи в город Византий, после ставший известным как Константинополь и присвоение христианству статуса государственной религии. До VII века в империи сохранялась античная культура при постепенном развитии христианского богословии и канонов церковной живописи.
Важным этапом формирования культуры становится изменение отношения к языческому наследию античности. На смену отрицанию приходит компромисс, который позволил византийскому христианству впитать некоторые аспекты эллинизма и других культурных и религиозных течений того времени.
Культурный и территориальный пик приходится на VIII век – время правления императора Юстиниана и его последователей. Распри между различными религиозными течениями утихают, и ерковь объединется. Империя имеет обширные политические связи и активно задействует миссионерскую деятельность как инструмент дипломатии.
Искусство Византии
Отслеживая путь развития византийского изобразительного искусства, можно проследить метаморфозы греческих и римских традиций, совпадающие с формированием религиозных канонов. Иконопись составляет основу живописи того времени.
В IV-V вв. скульптура прямо наследует римские традиции и распространены классические скульптурные рельефы, изображающие важные события в жизни империи. Однако со временем взгляды на скульптуру меняются. Восхищение красотой тела замещается превозношением духовности. Со временем ввиду неодобрения церковью вся скульптура выродилась в небольшие барельефы на сосудах, книжных переплетах и другие мелкие формы, пока в середине IX века е была вовсе упразднена.
В это же время иконопись выходит на первый план. Особенно в форме мозаик из смальты, размещаемых повсеместно: в храмах, общественных и жилых помещениях. Вместе с тем развивалась и архитектура.
Все достояния «золотого века» византийской культуры воплотись в величественный храм Святой Софии в Константинополе. Он стал религиозным центром страны и воплотил в себе достижения византийских зодчих и мастеров мозаики.
Расцвет искусства продолжался до начала VIII в. В тот период зародились и набрали силу идеи о греховности поклонения иконам. И в 726 году действующий император Лев III Исавр разворачивает иконоборческую кампанию. В течение более чем века с небольшими перерывами иконы, иконописцы и все, что с ними связано, подвергаются гонениям.
В IX-X веках Византия увязла в территориальных войнах, экономического кризиса и внутренних конфликтов, поэтому существенного развития искусства не было. Затем в XI-XII веках империя снова расцвела, но после кризиса XIII века пришел упадок, и Византия так и не вернула себе былого величия до самого падения Константинополя под натиском Османской империи.
Влияние византийской культуры на становление Древней Руси
Миссионерство и распространение своей культуры было неотъемлемой частью внешней политики Византийской Империи. Эти тенденции коснулись и народов, обитающих к северу от её границ. Отношения славянских народов и Византии начались еще в IX веке при установлении дипломатических связей с государством русов.
В целях христианизации славян в 863 году в их земли были отправлены братья-проповедники Кирилл и Мефодий, которые впоследствии разработали азбуку-глаголицу для перевода церковных текстов славянам. Так были заложены основы славянской письменности и словесности.
Однако в масштабах всего Княжества Русского поворотным моментом следует считать крещение Руси князем Владимиром после посещения последним Константинополя. Подобное решение сказалось на всех сферах жизни населения Руси.
Вместе с иконами в княжество проникают традиции изобразительного искусства, выросшие из античной размерности и пропитанные одухотворенностью. Вместе со священными текстами славяне принимают византийские имена.
Продолжением архитектурных идей становится возведение Собора Святой Софии в Киеве при правлении Ярослава Мудрого, сына Владимира Рюриковича. Однако ни классическая византийская мозаика, ни фрески не прижились на Руси так, как иконопись.
Дальнейшее развитие византийского наследия
Приспособление византийских традиций к действительности Руси продолжалось вплоть до падения великой империи. В то время крепнущее Московское Княжество провозгласило себя «Третьим Римом», как Византия в свое время унаследовала величие Римской империи.
Сформировавшиеся за годы тесного сотрудничества Царьграда (славянское название Константинополя) и Киева, политические, религиозные и художественные идеи сформировались в комплекс, получивший название византизм.
Связи были настолько сильны, что во времена правления Екатерины II в Российской уже империи были идеи возрождения Византии после победы на османами. И даже в современном мире на служениях в православных церквях, в звучании языка, в самом сознании населения живет наследие великой христианской империи.