Витражное искусство в деталях



Искусство витража имеет свое значимое место в истории и является одним из немногих видов искусства, что стали востребованы в консервативной религиозной среде. Витражи являются одними из ключевых элементов убранства храмов и святилищ в различных странах мира. Витражи привлекают внимание за счет многочисленных ярких сюжетов, что реализованы в форме композиций стекол различного цвета и каменных пластинок.

Привлекательность и самобытность витражного искусства выражается в игре солнечных лучей и дневного света, что проходит сквозь стекла и подчеркивает уникальную концептуальную идею каждого витража.

Определение и становление витражного искусства

Витражом принято называть форму декоративного искусства, что ориентирована на художественное переосмысление и оформление проемов в фасадах строений.

В основе витража лежит использование целого массива разноцветных стекол или разноцветных камней, что формируются и скрепляются между собой, таким образом, чтоб создавалась определенная картина или уникальный орнамент.

Первые упоминания данного искусства датируются средневековьем. Именно в средневековье была изобретена первая техника витража. Первые сохранившиеся до наших дней витражи относят к концу VI века. В те времена витражи использовались исключительно для оформления храмов и других сооружений религиозной направленности. Средневековые витражники использовали различные эффекты, включая бугристую или шероховатую поверхность, застывшие пузырьки стекла или вкрапления инородных материалов, для придания своим творениям большей эстетической привлекательности.

Становление витражного искусства в начале XX века

Вплоть до XX века витражное искусство развивалось линейно и не имело существенных отличий от средневекового по методологии производства, концептуальности и сфере использования. В XX веке перешел плавный переход от монументальных идей к декоративному искусству. Именно в это время витраж приобрел особую популярность в России. Религиозные сюжеты утратили свою доминирующую роль, а к искусству витража приобщились популярные художники, которые начали формировать свои направления в данном направлении. Также появились новые технологии создания витража, которые в своем большинстве разработал художник американского происхождения Лиус Тиффани, который начал использовать в качестве элементов скрепления стекла тонкие медные листы. Такое решение позволило соединять мельчайшие фрагменты стекол и создавать более изысканные композиции.

Место витражей в современности

На сегодняшний день, данный вид искусства по-прежнему пользуется интересом, хоть и утратил уровень своей былой популярности.

Витражи по-прежнему используются при строительстве храмов, а также при проектировании музеев, театров.. Кроме того, в наше время, витражи часто используют для оформления частных домов.

Также особую популярность приобрела техника витражного панно, которая подразумевает создание небольших витражей в форме картин, которые используются в качестве элемента украшения интерьеров.

Особенности витражного стекла и композиций

Витражное стекло при правильном подходе позволяет передавать эмоциональную составляющую рисунка и тонко подчеркивать необходимые детали композиции при помощи игры света и тени.

Средневековые технологии создания витражных стекол были далеко не совершенными, поэтому от витражистов требовалось создание четких графических рисунков, которые выглядели бы привлекательно при различном уровне освещения. Особое внимание уделялось планированию расположение большой цветовой массы и разработки общих цветовых композиционных решений.

Современное витражное стекло отличается лучшей светопроницаемостью и цветопередачей, поэтому современные витражисты с легкостью могут подчеркивать полутона, а также акцентировать внимание на определенных элементах витража без ущерба для всей композиции.

Технологии тонкого нанесения красок на стекло позволили развить новые витражные техники, включая создание широкой градации полутонов для моделирования объемов и достижения абсолютных портретных сходств в малейших деталях лица. Именно после этого витражное искусство начало пользоваться популярностью среди обеспеченных людей, которые хотели увековечить свои портреты.

С 19 века витражные стекла получили новую технологию обработки за счет моды на использование эмали в творческой сфере. Использование эмалей в витражном деле позволило витражному стеклу с точностью передавать фактуру тканей и придавать элементам витража декоративного объема.

На данный момент, характеристики витражного стекла и особенности применяемых технологий позволяют создавать невероятно реалистичные произведения искусства, которые впечатляют своей фактурностью, концептуальностью, монументальностью и игрой полутонов.

Виды витражного искусства на примере известных архитектурных сооружений

Среди видов витражного искусства выделяют:

  • Витраж классического типа, который представлен плеядой цветных стекол, что скреплены между собой при помощи латунных, свинцовых или медных профилей. Является наиболее старой и распространенной технологией витражного искусства. Ярким примером данного вида витража является оформление Морского собора в Кронштадте;
  • Фьюзинг, который представляет собой немецкую технологию, что заключается в спекании кусков разноцветного стекла. Пример использования технологии – Царскосельский Арсенал в России, который использовался для хранения оружия императора;
  • Расписной витраж – современный и доступный аналог витража, технология изготовления которого основана на использовании самоклеящейся пленки. Чаще всего используется для оформления частных домов;
  • «Тиффани» - витраж которые не имеет жесткой металлической конструкции, каждый фрагмент такого витража припаивается к другому при помощи медной ленты. Данный тип витража отличается потрясающими эстетическими качествами. Наиболее ярким примером витража, что выполнен по данной технологии является купол Культурного центра Чикаго, который имеет диаметр более 11 метров и создан из 30 тысяч фрагментов стекла. 

Добавить комментарий